В конце 2019 года в концертно-театральном центре «Югра-Классик» города Ханты-Мансийска компания «Техника и Технология Театра» при участии компании «Сонорусс» провели комплексный апгрейд системы звукоусиления L-Acoustics, которая проработала в зале 16 лет. А также произвели замену пульта Avid Profile на современные цифровые системы Avid S6L-32D и S6L-24D.
«Югра-Классик» - это огромный многофункциональный комплекс для проведения концертов, шоу, театральных представлений, фестивалей, форумов и конференций. Большой зал «Югра-Классик», в котором проводилась замена системы звукоусиления, рассчитан на 1000 мест и делится на несколько зон:
- Партер - зона передних рядов ниже уровня сцены, при необходимости поднимается до уровня амфитеатра
- Амфитеатр – ступенчатые ряды, возвышающиеся за партером
- Балкон
- Боковые ложи нижнего и верхнего ярусов
Общая площадь Большого зала со сценой - 747,5 квадратных метров, рабочая глубина сцены - 18,5 метров, ширина – 15 метров.
Последние 16 лет Большой зал работал на базе оборудования L-Acoustics, состоящей из системы DV-DOSC, низкочистотных систем DV-SUB и SB218, а также усилителей Lub.gruppen и процессоров обработки сигнала BSS. Требовалось полностью обновить систему звукоусиления зала.
Игорь Новиков, технический директор инсталляционного направления компании «Сонорусс»: «С помощью программы Soundvision, главного технического инструмента L-Acoustics, мы произвели электроакустические расчеты и моделирование проекта. Общая идеология системы была сохранена: левый, правый и центральный каналы. Изначально мы сделали грамотную инсталляцию, поэтому она прослужила целых 16 лет. (прим. - Игорь Новиков в составе компании «Театр Строй Проект» в 2004 участвовал в реализации звукового проекта для этого зала). Долговечность системы и качество ее работы напрямую зависит от грамотно разработанной архитектурной акустики. По данному параметру это один из лучших залов на моей практике за последние несколько лет. Благодаря использованию современных технологий и инструментов L-Acoustics, новая система звукоусиления в Большом зале «Югра-Классик» прослужит еще как минимум 16 лет».
Александр Ананьев, инженер-акустик компании «Сонорусс»: «Базовая комплектация уже была построена на предыдущем дизайне, но поскольку были изменены точки подвеса, мы поменяли системы для озвучивания теневых зон. Также рассматривалось несколько вариантов размещения дополнительных акустических систем над и под балконами (Delay). В итоге мы оставили delay-системы только под балконом, потому что там находится звукорежиссер, а на балкон докинули звук с основных систем KARAi. В даты монтажа зал продолжал работать, поэтому осуществлять монтаж приходилось по ночам и во время перерывов между репетициями и выступлениями. Приходилось проявлять изобретательность, чтобы угодить всем и не оставить зал полностью без звука».
В результате было достигнуто равномерное покрытие всех зрительских мест, правильный тональный баланс, высокая степень разборчивости речи со сцены и натуральность звучания музыкальных инструментов. Разброс уровня звукового давления при работе основных систем (без самостоятельного центрального канала) равен +/- 3.5 дБ.
Пульт Avid Profile был заменен на современные цифровые системы Avid S6L-32D и S6L-24D с самыми мощными процессорными блоками (Engine) E6L-192. Так же в комплекте два стейджбокса Stage 64 и Local 16.
Гайнутдинова Лилия, продакт-менеджер Avid и L-Acoustics в компании «Сонорусс Проектная Дистрибьюция»: «Консоли могут работать как в связке FOH-MON (основной-мониторный), так и по отдельности. Конфигурация системы позволяет пультам работать как в системе gain-sharing, то есть «делить» один набор стейджбоксов на два пульта с цифровым сплиттированием сигналов, так и в системе обычного аналогового сплиттирования. FOH пульт оснащен дополнительной картой HDX и картой WSG, для расширенных возможностей работы с AAX DSP плагинами и плагинами Waves».
Местная техническая команда прошла тренинги по работе с консолями Avid. В первый день они учились обслуживать новые консоли: обновляли прошивку, устанавливали плагины, тестировали работоспособность. Во второй день - проходили операционный тренинг: создавали шоу, применяли необходимые настройки и создавали маршрутизацию консоли.
Артем Мальцев, начальник отдела светозвукотехнического обеспечения КТЦ «Югра-Классик»: «Учитывая мой тринадцатилетний опыт работы на L-Acoustics DV-DOSC, я не видел для себя другой альтернативы, кроме L-Acoustics KARA. После обновления системы звукоусиления в концертном зале стало слышно всё, везде и одинаково. Покрытие стало настолько равномерным, что даже артистам теперь комфортнее работать на сцене. А если артисты рады, то рады и мы. Я бесконечно доволен нынешним сетапом и благодарен инженерам компании «Сонорусс» за то, что они учли мою точку зрения. Теперь я самый счастливый в мире звукорежиссёр!»
Состав установленной системы звукоусиления:
- Левый/правый каналы - по 9 элементов KARAi
- Левый/правый каналы сабвуферов - по 4 элемента SB18i в кардиоидной конфигурации
- Дополнительные сабвуферы в центре - 4 элемента SB28
- Центральный канал - 6 элементов KARAi
- Фронтфилы - 6 систем X8
- Линии задержки под балконом - 8 систем X8
- Озвучивание боковых лож - 2 системы 5XT
- Напольные мониторы - 4 системы X15 HiQ
- Прострелы - 2 системы A15 Wide + 2 сабвуфера KS21.
- Цифровые системы Avid S6L-32D и S6L-24D с процессорными блоками Engine E6L-192
- Стейджбоксы Stage 64 и Local 16